Автор Тема: Воздушные шары и радио  (Прочитано 40169 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Воздушные шары и радио
« : 05 Май 2012, 20:45:45 »
Обнаружил в журнале Радио 5/2012 статью "На пути к рекорду", где рассказывается о работе с пилотируемого воздушного шара, есть упоминание RA4HGN. Кроме того, Роман ADB недавно затрагивал аналогичную тему, как я понял в приложении к беспилотному шару.
Так как я собирался попытаться изготовить для этого проекта маяк (CW, OPERA) на микроконтроллере, то хотелось бы услышать более подробные пожелания что это должно быть.
Пока что мне видится следующее: микроконтроллер может тактироваться от популярного кварца на частоту 3579 кГц. Это позволит сразу же иметь и задающий генератор для передатчика на 80 метров, а также, поделив на 26, и частоту 137660 Гц, чтобы, прицепив к шару тонкий-тонкий и длинный провод, впервые в истории дать маяк (ОПЕРА и/или QRSS-3) с воздушного судна. Можно сделать еще и генерацию аудиотона для подачи на ЧМ-станцию диапазона 2 м.
То есть изделие может быть скажем трехканальным и давать маяк по этим каналам в соответствии с некоторой циклограммой в разных режимах модуляции. Еще можно подумать о передаче небольшой телеметрии (температура, хорошо бы давление, и уровень заряда батарей).
Хотелось бы узнать, прежде всего у Романа и Сергея, нужна ли такая конструкция и, если да, то как вы ее видите в своих планах?

Оффлайн ra4hgn

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 285
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #1 : 05 Май 2012, 22:52:14 »
Насколько мне известно этим летом планируются активные полеты шара. Полет, описанный в журнале, должен был побить рекорд дальности. Тема маяка для шара очень актуальна. Обсуждался вопрос маяка на УКВ - на 144 и 1296 (думаю что если будет и КВ и ДВ будет только +). При первом полете планировалось, что пилот будет проводить qso, что оказалось довольно проблематично, он там один и работы при полете у него предостаточно. Поэтому маяк будет кстати.
Планировали взять GPS трекер, нацепить к нему датчиков по GSM кидать сигнал на сервер и соответственно получать он-лайн данные о местоположении, скорости, высоте, температуре, давлении. Одновременно брать данные NMEA о местоположении c трекера, конвертировать их в локатор и собственно локатор и передавать в маяке (с позывным конечно). Как это сделать пока не ясно, как и сама конструкция и набор диапазонов маяка. Вообщем маяк нужен и какой он должен быть до конца не ясно. Поэтому Александр если есть желание все это спроектировать и воплатить замысел в железо будет очень здорово. Насколько я знаю владельцы маяка готовы компенсировать затраты на обородувание и изготовления маяка.

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #2 : 08 Май 2012, 17:06:20 »
На какие источники электропитания следует рассчитывать? Понятно, сам контроллер можно питать и от "Кроны". А передатчики? На какую мощность закладываться? Какой длины антенный провод реально будет вывесить с шара вниз?

Оффлайн rw3adb

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6338
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #3 : 09 Май 2012, 00:43:48 »
ХГН, там про другой шар затирал. Про пилотируемый. Это господа летатели на монгольфьерах.
там и сервер, и ху.вер можно привинтить, но и у тех- тоже суровые ограничения по весу имеются.

Ты, Александр, видать не в теме сов7 про это дело- а тема- она не простая, далеко, как. И не дешевая.
Насчет на 136 кгц фигануть- забавно, но во первых полноразмер, хотя бы 1/4 и хоть с какими то противовесами- это суровая конструкция в воздухе.
Видно будет- нуу, очень не далеко.
Так что об этом - лучше забыть сратьжюзе.
если уж так хочется быть первым в мире /АМ на 136- это к господам с тепловыми шарами- они летают, до 4 км, по обстоятельствам, я так понял, выше 4500 забираются редко.
В том числе- они тупо катают за деньги.
Вот, там можно размотать с борта петельку метров 300-500 проводом 0.18 мм, чтобы полоса была пошире, приламбадить небольшую катушечку и что-то типа ватт 20-30  подключить от батареек. Полет продолжается 3-4 часа, в среднем.
Нууу, отдашь ты за него 30к рублей- это будет еще по-божески.
Готов?

Что касаемо беспилотных шаров- там все минимального веса должно быть, мощности милиписечные, работает все только за счет "высоты подвеса".
Ни о каком ДВ, а тем более 80м - речи не идет- это либо 10м, либо 12м, 2м, 0.7м.
Гелий - штука не дешевая, но я уже вам тут писал про некую смесь с водородом, которая не детонирует и не воспламеняется просто так. Ну, как вариант.
Ну, а там да, ОПЕРОЙ, можно побаловаться.
Забавно бы было именно положение отслеживать- но это уже тянет за собой АПРС, ГПС и прочую шнягу- а она весит, а ее питание сколько весит...
Так что, по видимому это будет просто тупой маяк минимального веса, работающий попеременно на двух-трех частотах, питаемый от кроны или энерджайзера на 1.5в и к нему привинчен преобразователь вольт в 9-12.
На укв, с помощью направленных антенн можно будет с нескольких точек по азимуту определять его местоположение, путём пеленгации, а на кв- для широкой публики - побаловаться его принимать.
Забавно бы репу запустить, конечно, но вообщем- уже и смысла нет, да и сие тоже представляет некую техническую и организационную сложность ввиду затрат на сию операцию.

Ну, как то так.
А вообще- тема сия давно педалируется на сканере, можешь сходить, почитать.
раз
два
« Последнее редактирование: 09 Май 2012, 01:02:58 от rw3adb »
--_ _ _  _ _ _ --  --_   _   _-_  _--  _ _ _-- _- -_ _ -_ _ _

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #4 : 09 Май 2012, 13:17:46 »
Да, Роман, я понимаю, что речь идет о двух разных шарах - у тебя легкий беспилотный, у Сергея - большой пилотируемый.
А чем не нравится диапазон 80 м? Это всего лишь 40 м тоненькой проволочки - и вот отличная резонансная питаемая с конца антенна... Главное, передатчик простой, с кварцем доступным.
У меня есть опробованная конструкция "BASIC контроллер", примененная в одном из приемников. Туда можно загружать программу на бейсике, которая сформирует любые нужные сигналы. Думаю, применю именно эту схему. Будет CW-маяк, сообщающий кроме позывного температуру и высоту (если удастся купить бюджетный датчик давления). Будет и опера. Передатчик смогу сделать маленький на 3580 кГц, на диапазон 2 м - еще не знаю.

Оффлайн ra4hgn

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 285
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #5 : 09 Май 2012, 17:57:50 »
На какие источники электропитания следует рассчитывать? Понятно, сам контроллер можно питать и от "Кроны". А передатчики? На какую мощность закладываться? Какой длины антенный провод реально будет вывесить с шара вниз?

7 А/ч 12 не обременит шар и передачик вполне потянет. По поводу провода наверное непроблема любой скинуть. крейсерская высота у шара от 1км до 3-х, главное что б пилоту было удобно выбросить. Технические подробности можно по тел обсудить. мой - 89198032101, ra4hf Юрий (он непосредственно занимается оснощением шар и автор как раз той статьи) -89171067320

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #6 : 11 Май 2012, 14:27:12 »
Связался с авторами проекта "BASIC-контроллер", и мне прислали версию прошивки, с помощью которой можно будет подключить по протоколу NMEA GPS-трекер; а также исходный код. Так что буду делать два комплекта изделия - для Романа и для Сергея. Вроде все должно получиться.

Оффлайн rw3adb

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6338
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #7 : 12 Май 2012, 02:44:28 »
На какие источники электропитания следует рассчитывать? Понятно, сам контроллер можно питать и от "Кроны". А передатчики? На какую мощность закладываться? Какой длины антенный провод реально будет вывесить с шара вниз?

7 А/ч 12 не обременит шар и передачик вполне потянет. По поводу провода наверное непроблема любой скинуть. крейсерская высота у шара от 1км до 3-х, главное что б пилоту было удобно выбросить. Технические подробности можно по тел обсудить. мой - 89198032101, ra4hf Юрий (он непосредственно занимается оснощением шар и автор как раз той статьи) -89171067320
7 А/ч 12 В - весит три кило-)
Ваш "шар" да, возможно не обременит. А вот небольшой гандон- так увы.
Для таких- даже 100гр - это уже черезмерная нагрузка.
--_ _ _  _ _ _ --  --_   _   _-_  _--  _ _ _-- _- -_ _ -_ _ _

Оффлайн rw3adb

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6338
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #8 : 12 Май 2012, 02:47:12 »
Связался с авторами проекта "BASIC-контроллер", и мне прислали версию прошивки, с помощью которой можно будет подключить по протоколу NMEA GPS-трекер; а также исходный код. Так что буду делать два комплекта изделия - для Романа и для Сергея. Вроде все должно получиться.

цена вопроса?
вся эта штука одноразовая и невозвращаемая, разумеется. искать ее разумеется я никуда не поеду.

гпс трекер- это уже попахивает апрс-ом.
тема отдельная, требующая освоения, но интересная именно для таких вот приложений.
--_ _ _  _ _ _ --  --_   _   _-_  _--  _ _ _-- _- -_ _ -_ _ _

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #9 : 13 Май 2012, 13:33:58 »
Вот кстати интересный GPS-GPRS-GSM трекер: http://www.citronid.com/china-wholesale-bulk-lots/2534/real-time-gps-gsm-gprs-spy-tracking-device-vehicle-car-tracker-system/
использованный в проекте http://lupus_sat.blog.tut.by/2010/12/proekt-aerapoglyad-zapusk-stratosfernogo-zonda/#more-5
Я посмотрел видеопрезентацию http://www.strato.belastro.net/the%20stratospheric%20mission_aeropoglyad.exe (скачать и запустить, начнется просмотр) - просто фантастика!

Оффлайн R3TNE Алексей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1270
    • Просмотр профиля
    • Home page VLF/LF
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #10 : 13 Май 2012, 19:57:15 »
Жаль телеметрии в этом GPS маяке нет- температуры, высоты. Хотя высоту он показать должен.
« Последнее редактирование: 13 Май 2012, 20:04:05 от ra3tts алексей »
ex.RA3TTS

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #11 : 13 Май 2012, 23:29:59 »
Температуру, высоту и заряд батарей будет измерять и передавать телеграфом маячок, который я сейчас делаю :)

Оффлайн rw3adb

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6338
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #12 : 14 Май 2012, 05:58:23 »
Вот кстати интересный GPS-GPRS-GSM трекер: http://www.citronid.com/china-wholesale-bulk-lots/2534/real-time-gps-gsm-gprs-spy-tracking-device-vehicle-car-tracker-system/
использованный в проекте http://lupus_sat.blog.tut.by/2010/12/proekt-aerapoglyad-zapusk-stratosfernogo-zonda/#more-5
Я посмотрел видеопрезентацию http://www.strato.belastro.net/the%20stratospheric%20mission_aeropoglyad.exe (скачать и запустить, начнется просмотр) - просто фантастика!

1) почитай на сканере, там было про использование жсм сети и жпрс. как только он поднимется метров на 800-1000 - всё, жсм- сдохнет. ибо он увидит больше баз, чем сможет обработать.
мне уже пару раз про такое говорили.

2) не жалко 50 грина на единоразовую то "эхпыдысыю"? как ты его возвращать то собираешься? я лично считаю, что это оборудование- будет навсегда утрачего при полёте.

да, "высоту" сечь по гпс- это будет прикольно, факт.
--_ _ _  _ _ _ --  --_   _   _-_  _--  _ _ _-- _- -_ _ -_ _ _

Онлайн rn3aus

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3646
    • Просмотр профиля
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #13 : 14 Май 2012, 21:04:36 »
Пока что сладывается такая конфигурация оборудования:
контроллер, к нему подключены датчики температуры и давления; программа раз в несколько секунд считывает с них показания, пересчитывает давление в высоту. Кроме того, проверяется напряжение батареи, и, если оно снижается ниже порога, в телеметрию добавляется сообщение о разряде батареи.
Формируется телеграфное сообщение вида:
VVV DE RN3AUS/AM = ALT IS xxxx M / UP(DW) = TEMP IS xxx C = BAT IS H (L) = AR
высота, после дроби направление ее изменения (вверх-вниз),
температура со знаком в градусах Цельсия,
батарея - два значения H(high) и L (low).
Позывной, естественно, пропишем тот, что потребуется.

Этим телеграфным сигналом будет модулироваться передатчик на QRP-частоту 3580 кГц. Его мощность можно регулировать, для пилотируемого шара будет достигать 5 Ватт.
Пока что думаю как сделать передатчик диапазона 2м (ЧМ). Если это получится, то маяк будет передаваться поочередно на диапазонах 80 и 2 м.

Если же на пилотируемом шаре  планируется для этой цели использовать VHF-рацию, то можно будет вывести два разъема - PTT и тональный сигнал.

Антенны: провод МГТФ, длиной хорошо бы 40 м. Его нетрудно свесить вниз.
              петлевой вибратор на 2 м, расположенный вертикально.

Пока что есть некоторые трудности с протоколом NMEA, так как у меня нет подходящего источника таких GPS данных. (Описание протокола у меня есть, но там есть много вариантов представления данных - какой из них используется в GPS-приемнике?).

Вот как-то так. Послезавтра жду доставку заказанных деталей. Начинаю делать платы контроллера и ТХ-80.

Оффлайн R3TNE Алексей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1270
    • Просмотр профиля
    • Home page VLF/LF
    • E-mail
Re: Воздушные шары и радио
« Ответ #14 : 14 Май 2012, 21:49:33 »
В принципе если это всё хозяйство будит установлено на пилотируемом "балуне" то наверно в какой то степени можно расслабится относительно полезной нагрузки. И когда планируется полёт?
На 3.580кГц готов проконтролировать - свою "верёвку" ещё не демонтировал. Пока всё на старом QTH, новое жильё оказалось не готовым.   

ex.RA3TTS