Паровозы, кстати, до сих пор используются и не только в качестве экспанатов, но и по прямому назначению.
что-то давно такого не видал.
последнее, что видел самолично, это был пригородный поезд под Ставрополем в 1974г.
со слов знакомых, знаю что и в 80е кое-где использовали, в том числе на последних действующих УЖД.
но ужд закончились практически как класс, а все остальные известные примеры - это ретро-экскурсионные поезда.
чтобы где-то использовался паровоз на регулярной линии- давно про такое не слышал.
в качестве пожалуй, единственного исключения, припоминается некий фильм на тытрубе, якобы середина 2000-х, о том, что в то ли в латвии, то ли в литве использовали реально несколько паровозов на сортировочной станции в качестве маневровых и для перегона порожних составов между двумя сортировками. ежедневно.
у паровоза кпд маленький. жрёт он через это много, смазки надо в 7 раз больше, чем любому другому локомотиву.
единственный плюс только в том, что топить можно хоть сушёным г.ном и смазывать прогорклым салом. вонять будет адово, но ехать будет.
известны вполне себе случаи в гражданскую еще, о том, как их топили испорченной сушеной рыбой.
а в обслуживании и эксплуатации, паровоз - весьма геморойная штука.
что касаемо паровых авто, так и самолётов - да, были. при кпд 4% - нет смысла применять такие двигатели на подобных объектах. особенно в авиации.
прогресс в области металлобработки и металлургии позволял создать применимые паровые двигатели даже в авиации, но практического смысла уже в этом не было. рабочие экземпляры известны, но создавались они скорее в качестве курьеза и дабы показать возможности технологии.
трудность эксплуатации двс была ровно в том, что в начале её не было развитой инфраструктуры добычи и перегонки нефти, не было единых стандартов на топливо. много чего не было. но когда это всё появилось - двс стал самым эффективным двигателем. и топливо хранится и перевозится относительно просто, и эксплуатация относительно не сложна.